20-04-2006 Газета "Культура" СЕРИАЛ. НЕПРИВЫЧНОЕ ПОПРИЩЕ "Темный инстинкт" на НТВ Есть сразу несколько причин посмотреть этот сериал. От сценариста "Темного инстинкта" Александра Бородянского можно ожидать приятного сюрприза в любом жанре, за который тот берется. Прославленный драматург, многолетний соавтор К. Шахназарова давно хотел перенести на экран популярный женский, даже дамский, детектив. У него не сложился проект по Т. Поляковой, а вот с ее коллегой по перу, также креатурой издательства "Эксмо" Татьяной Степановой, и ее одноименным романом все вышло замечательно. А режиссер телеэкранизации этого романа Михаил Туманишвили явно превзошел самые смелые ожидания своих поклонников. В последнее время этот крепкий профессионал еще советской поры работает на телевидении - много, успешно, разнообразно. За всеми его опытами и не уследишь. Чего только стоит гигантский телероман в нескольких частях про следователя-"важняка" (а также оперативного сотрудника и временами частного детектива) Александра Турецкого! "Марш Турецкого", эта невероятная телеэпопея, к коей в свое время многие относились с большой иронией, определенно помогла режиссеру выйти на новый уровень популярности. Свидетельство тому даже не крупнобюджетный сериал "Веревка из песка", громко прозвучавший в минувшем телесезоне (в эфире "Первого канала"), но как раз куда более скромный "Темный инстинкт". Эта, казалось бы, "безделушка" дорого стоит. Когда поле криминальных жанров не просто пройдено, но перепахано и даже утрамбовано вдоль и поперек, Туманишвили и Бородянский вызвались сделать нечто совершенно новое. Стилем надо брать, будто бы утверждают они, стилем-с... Кто бы спорил! Увы, получается не всегда. И не у всех. Тот же "Марш Турецкого" не был чистой воды милицейским детективом, каждый фильм внутри цикла осуществлял то еле заметный, то весьма ощутимый крен в сторону сопредельных жанров. Вот тут-то режиссер и отработал тонкий навык жанровой стилизации, умение просто и уверенно снять как вопросы жизненного правдоподобия, так и перегружающие экшн, не вполне оправданные подробные психологические мотивировки. Здесь они были ни к чему, зритель должен ощущать попадание в жанр на уровне подкорки... К свершениям "Марш Турецкого" отнести не берусь, много там и наносного, и случайного, но как не заметить, что и зрелые постановщики развиваются, совершенствуются в добросовестной работе - пусть и над задачами скромными. К тому же за такие проекты могут взяться только те режиссеры, у которых с чувством юмора и самоиронией все в порядке. С экшном пресловутым у Туманишвили проблем не было никогда, даже в ту пору, когда это слово и не употребляли почти, не то что сейчас. Это же он - постановщик советского суперхита "Одиночное плавание", на минуточку! А вот с психологией и жанровой дозировкой проблемы были, во всяком случае по мнению критики. В начале 90-х режиссер взялся за очень любопытный замысел - "Волкодав". То была гремучая смесь мелодрамы, психологического триллера и фильма действия, странноватая история о женщине-опере, обнаружившей врага в бывшем возлюбленном. Причем главный манок, "фишка" заключались в выборе героини: милиционер в ней побеждал женщину. Многие сочли, что отличный замысел режиссеру не вполне удался: получился не жанр, но почти что антикоррупционная агитка. Теперь же появилась "Веревка из песка", и все сомнения оказались сняты. Есть и еще один важный компонент, объясняющий очень долгую эфирную судьбу "Марша Турецкого" (очередной, уже какой по счету показ на НТВ пойдет в конце этого месяца). Актеры. Не просто образы силовиков с человеческим лицом и в первую очередь - Александр Домогаров в заглавной роли. Хотя, полагаю, пробьет тот час, когда из истории и главных героев этого сериала, а отнюдь не из романов Фридриха Незнанского, сделают роскошный комикс для большого экрана, блокбастер из блокбастеров а-ля "бондиана": тут именно актеры сделали образы, их лица - важнее текста. В небольших ролях "Турецкого" снялось множество не заигранных в ту пору актеров разных поколений, и их последующая популярность добавляет раз за разом интереса к проекту. В профессиональном сообществе хорошо известно, что Тина Туманишвили, дочь режиссера и специалист по подбору актеров, пожалуй, безоговорочный лидер в своей профессии. Она же осуществила подбор актеров для "Темного инстинкта". Здесь многое получилось. В основе фильма - детектив, неожиданный для нас, но имеющий давнюю традицию на Западе, в той же Англии, в произведениях Агаты Кристи, Дж.Б. Пристли. Тут же вспоминаются очаровательные и не превзойденные нигде, как нежно говорят наши зрители старшего поколения, "бибисишные" экранизации романов непревзойденной Кристи. Круг подозреваемых определен заранее, причем вычислять преступника методом "поиск мотива" бессмысленно: мотив, по определению, может быть у любого. Значит, тем более интересны запутанные отношения в окружении жертвы... Ею становится оперная прима в исполнении настоящей оперной звезды Любови Казарновской. Ее героиня, Марина Зверева, не только наследница миллионного состояния, но также и предводительница сложносочиненного семейного клана, включающего ее очередного мужа (А. Финягин), юношу с уникальным голосом "мужское сопрано", ее брата, актера с незадавшейся карьерой (А. Руденский), нашедшего себя в амплуа "голос кинозвезд", личного секретаря, знойного восточного красавца с роскошными сценическими данными (Ф. Махмудов), эксцентричную особу, некогда аккомпаниаторшу, а ныне "домомучительницу" (Г. Габуния), еще одного музыканта, как будто бы бескорыстно ею патронируемого (как впоследствии выясняется, также и настоящего ее супруга, сопрано ведь мужем быть не может!), и так далее. Роль молодящегося мужа-мальчика, музыканта с "психиатрической" фамилией Корсаков, кстати, ключевую в развитии интриги, доверено сыграть Александру Домогарову. Видимо, в качестве подарка за долготерпение в роли мачо Турецкого. Где-то за пределами роскошной дачи Зверевой остается наставница ее юных лет (И. Скобцева), некогда предсказавшая будущей "божественной Марине" звездную карьеру, а ныне прозревшая в страшных снах скорую гибель любимой ученицы. Ведет расследование внук учительницы, разумеется... автор криминальных романов (А. Егоров). Закручено все прелюбопытным образом: свита играет королеву, а заодно играет на музыкальных инструментах, работает голосами, и вообще все они как бы не от мира сего. Здесь нет приземленных реалий, все немножко чопорно, но, без оговорок, шикарно. Авторы остроумно "нашли" в отечественной жизни ту среду, что наиболее точно совпадает с нездешним бытом старой Англии. Да и драматургия явно оттуда же... Но должно быть в этой сцепке узнаваемых примет нечто абсолютно из реальности - не реальности жанровой, но из реальности непридуманной. Этот элемент также ожидаем, но оттого не менее ценен: Любовь Казарновская в главной роли. Честно говоря, можно было ограничиться похвалой ее смелости: надо было доказать свои драматический потенциал и звездность без привычной нам рамы оперной дивы, без блеска софитов, сценических костюмов, вне оперного пространства... После первого опыта в кино, фильма "Анна" Евгения Гинзбурга, Любовь Казарновская уже освоилась на непривычном для себя поприще. По всей видимости, режиссер доверил ей не только сыграть, но также и придумать свою Марину Звереву, и мало кто будет спорить, что справилась она с этой задачей максимально эффективно (ох, эти фетиши героини, ее шарфики от "Гермес", такая вкусная деталь гардероба культовой солистки, равно как и настоящие фото Казарновской, украшающие покои вымышленной Зверевой!). К сожалению, не только Казарновскую, но и всех актеров буквально "подставляют" крупные планы, а вернее, очень дешевое, то есть телевизионное, изображение: на пленке решили, видимо, сэкономить, сняли на "цифру". Результат временами просто удручает: это же актерское кино, с хорошо проработанным антуражем, одно предполагает другое, но без качественной "картинки" все усилия обесцениваются на порядок. Жаль. Почему же этот сериал получил столь скромный бюджет? Думается, что попади сценарий "Темного инстинкта" даже в одном пакете с именем режиссера и списком звезд в руки производящей структуры крупного канала, а не независимой компании "2В" (где Туманишвили, собственно, и реализовал того же "Турецкого"), то все равно решение было бы не в пользу проекта. Да, детектив Т. Степановой хорошо известен, но ее имя не стало тем, что ныне называется издательским брендом. Крупные каналы сейчас делают ставку на первоисточники от писателей-брендов, облегчающие фактом свой раскрученности необходимость в раскрутке их, каналов, собственного продукта, то есть экранизаций тех самых брендовых писателей. Как тут не заметить, что в телевизионном кинематографе брендом не может быть ни автор, ни текст, сколь угодно замечательные, брендом может стать только определенная стилистика, точно ложащаяся на броский сюжет. Слово "вторично", на мой взгляд, здесь неуместно: зритель не ждет от телевизионных детективов никаких новаций, но благодарно отзывается на осмысленную, красивую, что называется, чистую игру по правилам - порой и на чужом поле. Анастасия Мошкова Информация с сайта www.domogarov.com |