STARS STORY

Татьяна Яковенко - Эксклюзивное интервью

Заслуженная артистка России Татьяна Яковенко успешно совмещает актерскую деятельность с работой продюсера. Спектакли в Театре на Покровке, съемки в таких фильмах, как «Валентин и Валентина» (1986 г.), «Не было счастья, да несчастье помогло» (1997 г.), «Кто, если не мы» (1998 г.), «Жизнь одна» (2003 г.), «Продается дача» (2005 г.) и других известных картинах помогли Татьяне Александровне занять свою нишу в актерской профессии. В фильме «Готическая коллекция/Водяной», который выйдет на экраны в 2007 году, г-жа Яковенко выступила не только в привычной для себя роли, но показала себя успешным продюсером. О нюансах работы на съемочной площадке Татьяна рассказала журналистам starstory.ru.

Татьяна, расскажите, кому в голову пришла идея снять этот сериал?

Конечно, продюсерам: мне, Ефимову, Головицкому. Этот жанр – мистический триллер – еще не востребован. В сценарии мне понравилась фабула. Съемки проходили в очень красивых местах, прямо-таки необыкновенных. Представьте дюны, «пьяный лес»… И множество легенд… Я никогда прежде не была в Калининграде, Светлогорске, на Куршской косе. Поразило обилие фауны. Аисты, которых здесь, говорят, значительно больше, чем во всей стране, чайки, лебеди… Колорит незабываемый! Погода нам, кстати, благоприятствовала: закажем солнце – светит, нужен дождь – идет дождь. И так все полтора месяца. Виды, природа – потрясающие! Настроение прекрасное, чисто везде, красиво, люди приветливые. Картина наша должна быть интересна еще и своей атмосферой, природой…

То есть аура пространства соответствовала легендам?

Да. Абсолютно.

Вы участвуете в фильме и как актриса. Как вам играется? И что происходит во время съемок? Триллер-то мистический…

Мне интересна роль. Работается хорошо, потому что команда профессиональная, люди молодые, энергичные, живые. Партнеры великолепные. По сюжету, в картине есть больная девочка: она бегает и подсматривает. Мы снимали у разрушенной кирхи. Там ходила странная девочка и наблюдала за нами. И вела себя как наш персонаж. Разве не мистика – такое совпадение?

Для кого снимаете свой сериал?

Для всех без исключения – от мала до велика. В сериале прослеживается и детская линия, и любовная – обретение друг друга. Хочется верить, что аудитория зрительская будет большая.

Насколько мнение режиссера совпадает с вашим?

Режиссеру нравится материал. Он требует яркости от персонажей. Прав или нет – покажет экран. Триллер – достаточно сложный жанр. Работают взгляд, игра, дыхание, музыка, акценты. Через полгода наш не совсем обычный сериал – 8-серийный художественный фильм – появится на экране. Это как «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Наш режиссер, кстати сказать, так разошелся, что в конце фильма не хочет убивать маньяка, предложил отправить его за границу.

Не сложно совмещать роль главной героини и продюсера?

Сложно, на мой взгляд, совмещать роль режиссера и актера. А у нас, продюсеров, роли распределены четко – нас же трое. И каждый отвечает за свою работу.

На площадке возникают сложности: мы наблюдали, как по нескольку дублей отрабатывали – то не взрывается, то не стреляет…

Так в любых фильмах происходит. В общем, все нормально.

Каков бюджет вашего сериала?

2 миллиона долларов.

Говорят, сейчас мало хороших сценариев?

Да, это совершенно реальная проблема. Самое главное – хорошая литературная основа. А все хорошее – нарасхват. Я люблю добротную литературу, хорошую основу. Прочла несколько романов, сценариев, которые мне очень понравились, и, думаю, продолжим. У «Киномира» большие планы. Планка высокая, позволяет сделать работу профессионально.

С кем из режиссеров вы хотели бы поработать?

Cо Спилбергом, Михалковым, Кончаловским, Прошкиным, Лебедевым. Я люблю и молодых режиссеров, талантливых, с неуемной энергией. Мы открыты для любых предложений. Интересно открывать новые работы и новые имена. В нашей картине снимаются и звезды первой величины – Смоляков, Алена Яковлева – замечательная актриса. Есть и молодые артисты, лица их «не замылены».

Вас на съемках душили часа два, сцена сложная. Как вам все это?

На мне две ответственности. Если я буду показывать, что можно не прийти, артисты – народ капризный – сразу ухватятся. Мужчины – особенно. Ведь как говорят: каким бы замечательным ни был мужчина-актер, он немного меньше, чем мужчина. А женщина-актриса, наоборот, чуть больше, чем женщина. Поэтому, поддашься – и сразу начнутся эмоции, и в кадре тоже. А в кадре нужно играть. Я отвечаю за картину – и поэтому еще больше стараюсь. Нынче другой подход: работаешь – зарабатываешь деньги, приезжаешь раньше, если нужно, и в процессе съемочного дня – «в боевой готовности». Я снялась в двух английских картинах: одна уже вышла, вторую снимали в Санкт-Петербурге. Дисциплина железная. Привезли на съемочную площадку, загримировали. Я сидела в шинели, в кобуре часов пять. Когда на первой картине заикнулась: зачем, мол, столько времени терять, мой голос ведь за кадром нужен, – мне режиссер ответил, что Брэд Питт его ждал пять часов, Джулия Робертс – восемь, а у меня претензии? Я поняла, что это правильно. Мы же ждем погоду, пиротехников. У каждого своя профессия. Я стою в кадре. И другие думают: если я так делаю, значит, так надо. А усталость? Что ж поделать: у нашей профессии свои издержки, но мы же знали, что выбираем…

Татьяна, вы в душе больше актриса или продюсер?

Я всю жизнь была актрисой. Сейчас есть возможность делать свои проекты. Очень интересно самой отсматривать материал, артистов на кастинге. Сейчас на экране – засилье мужского кино: бои, кровь, агрессия. Я общаюсь со зрителями, друзьями – всем хочется светлого, чистого. Потому что жизнь достаточно тяжелая. И когда предлагаешь интересное кино, зритель откликается. Мы, продюсеры, сошлись на том, что хотим делать хорошее кино. И быть в контексте с талантливой творческой группой, с которой работаем. Учитывать мнение всех. Я вообще не сторонница конфликтов. Считаю, значительно большего можно добиться, если человеку нравишься. Очень важен на площадке психологический климат, эмоциональное состояние. У нас все доброжелательны, улыбаются. У нас хорошая команда. Мы вместе сняли уже новогоднюю комедию, ее показывали по телевидению. Хочется двигаться вперед, создавая качественное кино. Мне интересно формировать команду.

А почему вы снимаете телесериал, а не «полный метр»?

Это издержки времени. Нам нужно сделать несколько фильмов подобного формата, не опуская планку. А потом – «полный метр». Работать сложно в том отношении, что по времени это довольно долго, люди друг от друга устают, от ситуации. Проблема есть еще в том, что кинотеатры неважно берут в прокат отечественные фильмы. Сейчас засилье американского кино. И нужно несколько лет, чтобы наше кино заполнило ТВ-позиции. Ситуация изменилась уже три года назад, прорыв есть – его нельзя отрицать. Но сейчас нужно вкладывать много денег, чтобы снять хороший фильм. Я очень люблю мелодрамы, комедии. Но смеяться заставить зрителя сложно. В театре – легко. Иной раз достаточно одной репризы, и народ хохочет. А в кинотеатре – сложно. И это зависит от многих причин: от материала, текста, от того, как сыграли актеры. Но все очень любят посмеяться и ждут такого кино – тонкого, с юмором. А комедиографов мало, таких как Гайдай, например. Или вспомните, например, фильм «Продается дача» молодого режиссера Потапова. Панкратов-Черный играет – народ ухохатывается.

Вы сильная или слабая женщина?

Cильная, конечно. Потому что сейчас вообще мало слабых женщин. Условия жизни не позволяют быть слабой. Активных женщин исключительно больше, чем мужчин. Может, так сложилось в период перестройки? Женщины занимают активные позиции, все берут в свои руки – журналы, бизнес. И началось это, наверное, от безысходности. Мужчины тогда сидели дома. А у женщин стало получаться. Воспитывать детей тоже сложно, но помимо этого можно еще состояться как личность, уважать себя. Мужчин, естественно, уважать тоже. Я особенно сильная в кадре и на сцене. Например, я теряю сознание от звука выстрелов. Меня колотит, зябнут руки, но в кадре я стреляю сама, я могу это сделать. Или: я очень боюсь высоты, но в кадре над пропастью танцую сертаки. В кадре я концентрируюсь, все могу. И даже целовалась под водой, как это предполагал сценарий. Хотя толща воды, в принципе, на меня наводит панику. Я ведь никогда не ныряла. Но меня проинструктировали, и я смогла. Они не уходят, эти страхи, но ведь в жизни всегда есть место подвигу, пусть даже малому, как мой, например. А силу я черпаю в общении с детьми, своими близкими, мужем, друзьями. Я ломаю стереотип, что с друзьями невозможно работать. Еще как возможно! Это ведь абсолютное взаимопонимание! Я исключительно хорошо отношусь к людям и жду такого же отношения к себе. Вот, например, история: я была беременна, играла роль. Внешне меня нужно было изменить. А гример взял да и изуродовал лицо фиолетовым, блестками. Поскольку я играла главную роль, то стала предлагать варианты изменить макияж и в ответ услышала много нелестного о своей внешности. Больше я с ним работать не смогла. Потому что, когда меня не любят, нет позитива – как же работать вместе? Мы, например, дружим с института с Еленой Яковлевой. Вместе играем, отсматриваем материал, это очень помогает. Потому что каждый раз – новая работа, новая роль. И одно дело, когда рядом друзья и их поддержка, а другое – когда соперничество со стороны так называемых «доброжелателей». Руки просто опускаются… Да и вообще, в кадре я работаю, а закончу – все, мерзну сразу, чувствую и боль, и холод. В кадре мощный выброс адреналина. Я отдаю себя в роль. Играю вечером Смельскую... Выхожу днем на улицу – и уже Смельская почти, более женственная, даже развязная. А если я Наташа в «Трех сестрах» – с утра все не так, все раздражает. То есть я переключаться мгновенно, сразу – не умею. Слава богу, не играю сразу несколько ролей, внутренне лично для меня это сложно. Сейчас у меня счастливая возможность – сниматься в одном проекте. И больше в данном случае я бы не смогла отработать. У меня даже тембр голоса меняется в роли.

У вас есть персональные рецепты, которыми можете делиться?

Мы с друзьями любим барбекю. В мае открываем сезон барбекю – замачиваем в кефире, майонезе мясо. Еще я балую своих блинами, сырниками. Выпечку я не очень люблю, потому что сразу нужно все съесть. Рецепты люблю все «быстрые»: куриные крылышки в меде, в духовке. Мясо по-французски, с луком и майонезом. Салат: креветки, белое вино, помидоры, кедровые орешки, имбирь. Женщины, кстати, делятся условно на «кухарок» и «горничных». Я, видимо, «горничная», потому что «повернута» на порядке, на чистоте, несмотря на то, что умею вкусно готовить.

Хобби у вас есть?

Учиться. Я постоянно учусь. Английский, французский языки. Игра на фортепиано. Я – пример для своих детей. Сыну 14 лет. Он достаточно ленив, потому что много дано от природы, талантлив. Не любит сильно затруднять себя. И чтобы дать ему пример заниматься, мне пришлось самой изучить языки, к примеру. Дочери 3,5 года. Она уже знает, что такое музыкальные инструменты, что мама занимается. Это нормальное явление. Вот английский – думала, освою его для общения в путешествиях. Потому что для меня важна в первую очередь независмость, самодостаточность. Не зависеть от переводчика. А английский пригодился в картине, мне предложили сниматься. Сверху знаки какие-то даются. Я ведь фаталистка. Абсолютная. Я – Дева, очень хороший знак, который со всеми может ужиться. На моей руке две линии, которые не сходятся, это фатальный знак судьбы.

Не проще ли так жить: знаешь, что ничего уже не изменишь?

Да все равно ведь надо что-то делать. Свою энергию реализовывать. Только люди, обладающие определенными способностями, могут распознать сигналы, данные свыше. Из обычных людей мало кто их замечает. Я играю не за деньги и славу. Это – судьба.

Пожелайте нашим читателям…

Всем быть любимыми. Только от любви женщина расцветает, у нее все получается. Появляются новые силы и новые возможности. Верьте в чудеса! Верьте! Они случаются. И любовь придет, и мечты сбудутся.

Любовь – такое всеобъемлющее понятие – невзаимной бывает?

Для меня любовь истинна. К детям, друзьям. Она многогранна. Случается, дети не очень любят родителей, не отвечают взаимностью, а родители все равно их любят. Я желаю всем любви взаимной. …Совсем недавно я была на одном приеме с Алексием Вторым, может, поэтому я такая сейчас просветленная?..

Автор: Ольга Лаптева
Фотограф: Диана Хабузова